Анализ стихотворения А.А.Фета "Бабочка"





Афанасий Фет


Бабочка


Ты прав. Одним воздушным очертаньем

            Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем -

            Лишь два крыла.

 

Не спрашивай: откуда появилась?

            Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

            И вот - дышу.

 

Надолго ли, без цели, без усилья,

            Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

            И улечу.





Поэзию Афанасия Афанасьевича Фета принято называть импрессионистской, потому что стихи этого поэта отличаются полутонами: почти невозможно встретить яркого проявления какого бы то ни было состояния природы. Это всегда незримый переход из одного состояния в другое. Особенно яркими в этом смысле можно считать произведения Фета о весне или осени.

Стихотворение "Бабочка" можно смело отнести к весенним мотивам, ведь именно весной появляются первые цветы и начинают порхать первые бабочки. Стихотворение напоминает диалог, точнее говоря, его продолжение. Как будто автор спрашивал у бабочки, откуда она, куда спешит и надолго ли прилетела, как в стихотворении Ивана Бунина
"Последний шмель".
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?...

Не дано тебе знать человеческой думы...   На самом деле поэту неважны ответы на эти вопросы, бабочка возникла из ниоткуда и вновь отправится в никуда.

   Ее лёгкость напоминает  беззаботность Стрекозы из басни И.А.Крылова. И героиня стихотворения Фета живет "без цели, без усилья", но ее легкомысленность вызывает совсем другое отношение: никому не придет в голову осуждать бабочку. Напротив, а не сожаление  ли о суетности нашей жизни заставляет нас остановиться ...
Летом 1761 года  великий Ломоносов так же был  очарован ... кузнечиком.
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою...
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.


    Почему именно бабочка становится героиней стихотворения? Очевидно, потому, что бабочка - существо эфемерное, и поэту удалось запечатлеть ее в тот самый "миг между прошлым и будущим", который и есть жизни.Ощущение мимолетности подчеркивается и описанием самой бабочки: здесь нет детального подробного ихзображения, ведь герой видит бабочку всего несколько секунд. Этого достаточно, чтобы заметить только "воздушное очертание" и на крыльях "бархат с живым мерцаньем". Эти, в общем-то, скудные детали описания позволяют каждому читателю представить именно свою бабочку, которую он когда-то видел.
Ощущение хрупкости передается с помощью форм слова "дышу" и "дышать хочу". Это звучит как своеобразное предупреждение: дескать, вот сейчас я дышу, но одним движением руки можно все испортить, можно  погубить, а я "дышать хочу", то есть жить, летать и радовать всех своей красотой. Конечно, тема красоты - одна из главных в творчестве Афанасия Фета. Такие стихотворения, как "Шёпот, робкое дыхание...", "Это утро, радость эта...", можно с уверенностью назвать гимном красоте. Но "Бабочка" запечатлела именно мимолетную, сиюминутную красоту, поэтому  "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!"

 Вот современные стихи.

Душа на бабочку похожа

Душа на бабочку похожа.
Ей тело — кокон до поры.
Настанет миг и станет вхожа
В иные, вечные, миры.

А до того она взрослеет,
Приобретает свой окрас.
И столько разных свойств имеет,
Что удивляешься подчас.

Она и любит, и ревнует,
Добром и светом озарит,
Завидует, хлопочет всуе,
Злословит и благотворит.

Все эти душеощущенья
На крыльях выткали ковры.
Кружочки, ромбики, каменья,
Оттенков радужных миры.

Однажды ангел прилетит
И призовет покинуть тело,
Душа, как бабочка взлетит,
Доверившись ему несмело.

И полетит за ним в тот край,
Который жизнью заслужила.
Пусть это будет Божий рай —
Там ангелов небесных сила.

Хочу, чтоб бабочка моя
Цветами солнышка искрилась.
И чтоб ромашки белизна
Как конфетти её покрыла.


© Copyright: Зинаида Полякова, 2011
С сайта http://www.inpearls.ru/
 
Бабочка — символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы,олицетворяя  одновременно небо и землю, жизнь и смерть.
     Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея, имя которой значит «душа», представлялась в виде девушки с крыльями бабочки. В христианстве стадии развития бабочки олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда изображается в руке младенца Христа, что символизирует возрождение и воскресение души.  У славян с бабочкой связываются прежде всего представления о душе. В народе зачастую говорят о бабочке как о душе умершего или предвестнице смерти, а иногда и образе смерти. Вот какой это сложный образ - бабочка.
 
    Несколько слов о художественных особенностях стиха. Чередование длинных и коротких строк как будто передает прерывистое трепетание  бабочки, только что порхавшей, а теперь присевшей на легкий цветок, чтобы через мгновенье, "сверкнув, раскинуть крылья" и улететь. Сама же форма стиха, возможно, вызовет ассоциацию с формой крыльев бабочки.
Так Фету в своем стихотворении, довольно простом для восприятия и небольшом по объему, удалось передать целую гамму чувств: и восхищение красотой, и осознание хрупкости бытия, и любовь к жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий