· Историческая справка
· Тема произведения
· Тема произведения
· Выявление сюжета произведения или лирического сюжета со всеми его составляющими
· Роль детали
· Образ лирического героя
· Композиция
· Стиховая организация произведения (размер, ритм, звукопись)
· Жанр
· Смысл названия
· Идея произведения
· Контекст
План анализа лирического произведения.
(Восприятие, истолкование, оценка. Интерпретация)
1. Чувства, настроение, первое впечатление от стихотворения.
2. Дата написания стихотворения. Фактическая основа стихотворения ( об авторе, события в биографии автора, события в стране, события , отражённые в тексте и т.д.)
3. Название, смысл названия, эпиграф, посвящение, если есть. Как всё это соотносится с темой и содержанием.
4. Лирический жанр ( сонет, послание, элегия, ода и т. д),как жанр соотносится с содержанием.
5. Объект исследования ( внутренний мир человека, его чувства и переживания).
6. Тема ( что помогает автору в исследовании его внутреннего мира): родины, любви, поэта и поэзии, природы ( может быть сквозная тема в творчестве этого автора или «вечная» тема в литературе), мотивы: дороги, одиночества, судьбы и т.д.
7. Проблематика ( нравственная, социальная, философская, психологическая и др.)
8. Идея, основная мысль стихотворения: единство человека и природы, свобода личности , неотвратимости возмездия и т.д.)
9. Лирическая ситуация, то , что равно сюжету в эпическом произведении. Часто это просто исповедь, размышление, описание чувств, состояния, а не действий.
10. Лирический герой – центр поэтического произведения. Какой он – романтический?, неудовлетворённый действительностью?, жаждущий новых форм общения?, ищущий?, страдающий?, эмоциональный?, интеллектуальный? Чувства лирического героя могут быть статичны, а могут развиваться ( изображаться в динамике).
11. Образ-аллегория, образ-символ. (Гроза, сад, парус, ночь, ветер и др.)
12. Особенности лирического произведения (как выражено чувство?).Какими средствами?
13. Фонетический строй: нейтральный или есть ассонанс ( повтор гласных звуков, согласных звуков – аллитерация) .Зачем этот приём используется? Усиливает эмоциональное впечатление, имеет изобразительное значение, выделяет отдельные слова, передаёт чувства автора?
14. Рифма: точная, неточная, мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая – для чего применяется?
15. Рифмовка: смежная, кольцевая, перекрёстная, белый стих – что этим достигается, какой эффект?
16. Лексико-морфологический строй. Всё имеет значение! Употребление каких частей речи, для чего.
17. Лексические средства выразительности: общеупотребительная лексика, старославянизмы, диалектизмы, эмоциональная лексика. антонимы, оксюмороны …
18. Тропы – слова в иносказательном смысле. Метонимия (перенос по смежности), синекдоха ( количественная метонимия), метафора (скрытое сравнение), олицетворение и овеществление, сравнение, эпитеты ( только образные определения), перифраз, гипербола и литота.
19. Интонационно-синтаксическая структура: интонация, синтаксический строй ( односоставные, назывные, сложные предложения и тд.), обращения, риторические восклицания, парцелляция, неполные предложения ил эллипсисы (пропуск сказуемого).
20. Словесные повторы: анафоры, эпифоры.
21. Повторы мысли – рефрены.
22. Метрико-ритмическая организация : стопа, строка, строфа, размер ( ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий, дольник, вольный стих, с пиррихием, со спондеем).
23. Композиция лирического произведения. Строфы, Части. Смысл деления или неделения.
24. Принцип построения: антитеза, градация, спираль, кольцо.
25. Вывод о жанровой специфике, о своеобразии авторского стиля, о традиции и новаторстве.
26. Место стихотворения в творчестве писателя , в истории литературы . Значение.
27. Ваше мнение, отношение к поэзии, творчеству и личности автора и тд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий