Анализ лирического произведения


·       Историческая справка
·       Тема произведения
·       Выявление сюжета произведения или лирического сюжета со всеми его составляющими
·       Роль детали
·       Образ лирического героя
·       Композиция
·       Стиховая организация произведения (размер, ритм, звукопись)
·       Жанр
·       Смысл названия
·       Идея произведения
·       Контекст


План анализа лирического произведения.
(Восприятие, истолкование, оценка. Интерпретация)

1.      Чувства, настроение, первое впечатление от стихотворения.

2.      Дата написания стихотворения. Фактическая основа стихотворения  ( об авторе, события в биографии автора, события в стране, события , отражённые в тексте и т.д.)

3.      Название, смысл названия, эпиграф, посвящение, если есть. Как  всё это соотносится с  темой и содержанием.

4.      Лирический жанр ( сонет, послание, элегия, ода и т. д),как жанр соотносится с содержанием.

5.      Объект исследования ( внутренний мир человека, его чувства и переживания).

6.      Тема ( что помогает автору  в исследовании его внутреннего мира): родины, любви, поэта и поэзии, природы ( может быть сквозная тема в творчестве этого автора или «вечная» тема в литературе), мотивы: дороги, одиночества, судьбы и т.д.

7.      Проблематика ( нравственная, социальная, философская, психологическая и др.)

8.      Идея, основная мысль стихотворения: единство человека и природы, свобода личности , неотвратимости возмездия и т.д.)

9.      Лирическая ситуация, то , что равно сюжету в эпическом произведении. Часто это просто исповедь, размышление,  описание чувств, состояния, а не действий.

10.  Лирический герой – центр поэтического произведения. Какой он – романтический?, неудовлетворённый действительностью?, жаждущий новых форм общения?, ищущий?, страдающий?, эмоциональный?, интеллектуальный?  Чувства лирического героя могут быть статичны, а могут развиваться ( изображаться в динамике).

11.  Образ-аллегория, образ-символ. (Гроза, сад, парус, ночь, ветер и др.)

12.  Особенности лирического произведения (как выражено чувство?).Какими средствами?

13.  Фонетический строй:  нейтральный или есть ассонанс ( повтор гласных звуков, согласных звуков – аллитерация) .Зачем этот приём используется? Усиливает эмоциональное впечатление, имеет изобразительное значение, выделяет отдельные слова, передаёт чувства автора?

14.  Рифма: точная, неточная, мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая – для чего применяется?

15.  Рифмовка: смежная, кольцевая, перекрёстная, белый стих – что этим достигается, какой эффект?

16.  Лексико-морфологический строй. Всё имеет значение! Употребление каких частей речи, для чего.

17.  Лексические средства выразительности: общеупотребительная лексика, старославянизмы, диалектизмы, эмоциональная лексика. антонимы, оксюмороны …

18.  Тропы – слова в иносказательном смысле. Метонимия (перенос по смежности), синекдоха ( количественная метонимия), метафора (скрытое сравнение), олицетворение и овеществление, сравнение, эпитеты ( только образные определения), перифраз, гипербола и литота.

19.  Интонационно-синтаксическая структура: интонация, синтаксический строй ( односоставные, назывные, сложные предложения и тд.), обращения, риторические восклицания, парцелляция, неполные предложения ил эллипсисы (пропуск сказуемого).

20.  Словесные повторы: анафоры, эпифоры.

21.  Повторы мысли – рефрены.

22.  Метрико-ритмическая организация : стопа,  строка, строфа,  размер ( ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий, дольник, вольный стих,  с пиррихием, со спондеем).

23.  Композиция лирического произведения. Строфы, Части. Смысл деления или  неделения.

24.  Принцип построения: антитеза, градация, спираль, кольцо.

25.  Вывод о жанровой специфике, о своеобразии авторского стиля, о традиции и новаторстве.

26.  Место стихотворения в творчестве писателя , в истории литературы . Значение.

27. Ваше  мнение, отношение к поэзии, творчеству и личности автора и тд.
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий